Решение заданий 8 (В8) ЕГЭ по истории

Нет истории без дат.
(Клод Леви-Строс)
Подготовка в ЕГЭ / ГИА » Решение заданий 8 (В8) ЕГЭ по истории

Решение заданий 8 (В8) ЕГЭ по истории

 

Вопросы данного типа проверяют умения выпускника находить историческую информацию в документе, относящуюся к периоду XVIII – середины XIX века. Задания 8 являются аналогом вопросов 4, с разницей лишь в проверяемом периоде.

Для успешного ответа на вопросы этого типа необходимо уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа. И все задания 8 можно разделить на несколько видов:

 

1. Определить личность, о которой идёт речь в документе. Для этого необходимо знать факты, связанные с его правлением, а также особенности личности и конечно же, период правления.

Например [1]:

Прочтите отрывок из работы историка и укажите монарха, о котором идёт речь.

«К моменту своего вступления на престол это был совсем большой человек... Все его поступки были полны неожиданности и случайности; распоряжения быстро следовали одно за другим, часто отменяя одно другое... Смены настроения императора были таковы, что никто не мог поручиться за завтрашний день: сегодня — первый министр, завтра — он скачет на тройке в ссылку... Наступило "царство страха" и "ежедневный ужас", по словам современников».

1) Петр III

2) Александр I

3) Павел I

4) Федор Иоаннович

Все признаки, приведённые в тексте, указывают только на один возможный вариант – Павел I. У остальных правителей характер отличался: Александр I был достаточно либеральным человеком, Пётр III хоть и был отцом Павла I, но не отличался столь неуравновешенным характером и он совсем недолго правил, к тому же, практически не интересовался государственными делами. Фёдор же, имел слабые способности к управлению и был очень набожным человеком. Поэтому правильным ответом здесь является вариант 3.

Другой пример [1]:

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите государственного деятеля, о котором идёт речь.

«Неграмотный... за всю жизнь научившийся только выводить крупными буквами свои имя и фамилию, оказался пре­красным государственным мужем, опытным администратором, лихим кавалерийским генералом, смелым моряком. Конечно, нельзя при этом забывать, что дорога [его] к власти была освещена лучами безмерной любви Петра, во всём... доверявшего своему фавориту».

1) А. Д. Меншиков

2) А. В. Суворов

3) П. А. Румянцев

4) Г. А. Потёмкин

В данном вопросе достаточно просто найти правильный ответ, достаточно знать, кто из перечисленных был современником Петра I. Подходит только А.Д. Меншиков, остальные являются современниками Екатерины II.

2. Указать факт, о котором идёт речь в документе. В данном случае, наоборот, необходимо знать действующих лиц, участвующих в каком-либо событии, и общий ход описываемой ситуации.

Например [1]:

Прочтите отрывок из донесения М.И. Кутузова и укажите сражение, о котором идёт речь.

«Генерал от инфантерии Дохтуров взял… в командование левый фланг после князя Багратиона, получившего, к крайнему сожалению всей армии, тяжкую рану и вынужденного через то оставить место сражения. Сей нещастный случай весьма расстроил удачное действие левого нашего крыла, доселе имевшего поверхность над неприятелем, и, конечно бы, имел самые пагубные последствия, если бы до прибытия генерала от инфантерии Дохтурова не вступил в командование генерал-лейтенант Коновницын».

1) под Смоленском

2) на реке Березине

3) Бородинское

4) под Малоярославцем

Данный эпизод, с ранением Багратиона, необходимо знать, иначе, правильно ответить будет очень трудно. Генерал был смертельно ранен в ногу во время Бородинского сражения, во время того, как отбивал атаку французов на флеши. Поэтому правильным ответом будет вариант 3.

Другой пример [1]:

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, к какому из названных периодов относятся описанные события.

«То было триумфальное шествие. Верхом на коне, в мундире, взятом у одного офицера Семёновского полка, Екатерина предшествовала своим полкам... Рядом с ней, одетая в такой же мундир, гарцевала княгиня Дашкова. Солдаты были в восторге. По общему согласию они сбросили с себя и разорвали или продали старьёвщикам мундиры Петра III и надели свою прежнюю боевую амуницию, которую Пётр I вывез из Германии, считавшуюся потом за национальную».

1) дворцовые перевороты

2) Великие реформы

3) Смутное время

4) петровские преобразования

События, о которых говорится в отрывке, относятся к 1762 г., когда от престола был оттеснён Пётр III, и Екатерина II стала императрицей. Отрывок не сильно сложный и здесь достаточно обратить внимание на имена Екатерины, Дашковой и Петра III. Зная дату, и определив, что это был переворот, очень легко можно определить правильный ответ – дворцовые перевороты.

 

3. Иные варианты поиска исторической информации. Очень часто не имеют конкретных имён, либо терминов, которые бы облегчили нахождение правильного ответа, либо ключевое слово прямо спрашивается в вопросе.

Например [1]:

Прочтите отрывок из статьи И.С. Аксакова и укажите реформу, о которой идёт речь.

«Настежь раскрылись двери прежде замкнутого служилого или дворянского сословия — лицам всех званий; всякий, с получением первого офицерского чина, становился наравне с дворянином. Рядом с военною учреждена гражданская армия, армия чиновников <...»>.

1) принятие указа о единонаследии

2) издание Манифеста о вольности дворянской

3) принятие Табели о рангах

4) издание Жалованной грамоты дворянству

Здесь правильным ответом будет вариант 3, принятие Табели о рангах (1722 г.), которая вводила 14 рангов, своеобразную служебную лестницу, где каждая новая ступень повышала положение человека в обществе. Указ о единонаследии 1714 г. запрещал дробление имений между детьми-дворянами, чтобы младшие сыновья шли на государственную службу. Также были уравнены в правах дворянство и боярство. А такие документы как Манифест о вольности дворянства (1762) и жалованная грамота дворянству (1785)  разрешали дворянам не служить, заниматься любой деятельностью и запрещали телесное наказание. Поэтому для правильного ответа на этот вопрос желательно знать всю эту информацию.

Другой пример [1]:

Прочтите отрывок из воспоминаний П. И. Анненковой и укажите, как назывались представители общественного движения XIX в., о женах которых говорится в отрывке.

«Из наших дам в Петровском заводе я более всех помню княгинь Волконскую и Трубецкую… От матери я часто слышала, как много выстрадали две эти сильные, преданные женщины, последовавшие первыми за мужьями в Сибирь».

1) народники

2) декабристы

3) легальные марксисты

4) эсеры

Речь идёт о жёнах декабристов. Они прославились тем, что, последовав за своими мужьями на каторгу, отказались от петербургского общества, светской жизни, находясь в самом расцвете сил. Правильный ответ – 2.

 

Другой пример [1]:

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название представителей общественной мысли середины XIX в., о взглядах которых идёт речь.

«Они являлись как будто консерваторами... и даже реакционерами; они в некоторых отношениях хотели бы повернуть дело к допетровскому времени. Они признавали, что петровские реформы, приобщившие Россию к западной цивилизации, вообще являются искажением природных свойств России, и требовали возвращения к такой глубокой старине, которое было даже немыслимо».

1) славянофилы

2) декабристы

3) западники

4) народники

В этом вопросе проверяется знание общественных течений в России в первой половине XIX века. И такая позиция имелась только у славянофилов, так как западники, наоборот, считали Петра I примером и восхваляли его. Декабристы и народники совсем не относятся к данному отрывку. Исходя из этого, правильный ответ 1.

 

Другой пример [1]:

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название организации, представители которой упоминаются в тексте. «Единообразие ... допросов особенно ничего не представляло: те же признания, те же обстоятельства, более или менее полные. Но было несколько весьма замечательных, о которых упомяну...

Каховский говорил смело, резко положительно и совершенно откровенно причину заговора относя к нестерпимым будто притеснениям и неправосудию. Никита Муравьёв был образец закостенелого злодея. Одарённый необыкновенным умом, получивший отличное образование, но на заграничный лад, он был во всех мыслях дерзок и самонадеян до сумашествия, но вместе скрытен и необыкновенно твёрд».

1) кружок Петрашевского

2) «Северное общество»

3) «Народная расправа»

4) «Земля и Воля»

В тексте ключевым моментом является упоминание Никиты Муравьёва. Зная, что это был за человек, можно с лёгкостью ответить, представителем какой организации он являлся. Никита Муравьёв был членом декабристской организации «Северное общество» и составил программный документ этой организации – «Конституцию».

 

Таким образом, задания 8 являются достаточно интересными и в то же время непростыми. Подробное руководство в подготовке к такому типу заданий можно найти в статье о решении вопросов 4. Но, необходимо понимать разницу в историческом периоде и особенностями, возникающими вследствие этого. И в первую очередь необходимо владеть фактической базой, иначе не получится извлечь никакой информации.

Киященко А.А.

Примечания:

  1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ», — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://hist.reshuege.ru/test. (дата обращения 28.02.2014).