Решение заданий 7 (В7) ЕГЭ по истории

У истории, как и у природы, есть свои законы.
(Лион Фейхтвангер)
Подготовка в ЕГЭ / ГИА » Решение заданий 7 (В7) ЕГЭ по истории

Решение заданий 7 (В7) ЕГЭ по истории

 

Задания 7 полностью аналогичны вопросам типа 2, за исключением разницы в проверяемом историческом периоде, и главным образом направлены на проверку умения выпускника разбираться в причинно-следственных связях между событиями, выявлять исторические закономерности, понимать процессы и явления . Это значит, знать предпосылки, причины, результат и последствия того или иного события, процесса, явления. Подробнее о том, что же означают вышесказанные понятия и как с ними разобраться, рассказывается в статье, посвящённой решению заданий 2.

Как уже говорилось, отличием от 2 является хронологический период, а именно, вопросы 7 касаются исторического периода XVIII – середины XIX века и имеют несколько разновидностей:

1. Выяснение причин.

Например [1]:

Что явилось одной из причин отхода Александра I от либеральных преобразований?

1) массовое недовольство крестьян правительственной политикой

2) неудачи России во внешней политике

3) вмешательство европейских держав во внутренние дела России

4) недовольство дворянства преобразованиями императора

Необходимо понимать, что господствующим сословием в Российской империи являлось дворянство и монархи, фактически, вынуждены были прислушиваться к мнению этого влиятельного сословия. И начало XIX века не стало исключением, либеральные начинания Александра I встретили непонимание и отторжение у большинства помещиков. Недовольство крестьян, конечно же, имело место, однако либеральные преобразования: принятие конституции и отмена крепостного права были бы крестьянам как раз выгодны. Что же касается неудач во внешней политике или вмешательству иностранных государств в Российские дела, то это утверждение противоречит действительности, ведь Россия после победы над Наполеоном находилась в зените славы и с ней приходилось считаться ведущим европейским государствам. Таким образом, правильный ответ – 4.

 

Другой пример [1]:

Почему царствование Екатерины II называют «золотым веком» российского дворянства?

1) в случае финансовых и хозяйственных затруднений дворяне всегда получали помощь от государства

2) в дворянском быту и в моде появилось много новых предметов роскоши

3) дворянские собрания оказывали прямое воздействие на курс внутренней и внешней политики России

4) были расширены и юридически закреплены основные дворянские права и привилегии

В данном вопросе все предлагаемые варианты имеют право на существование, однако, большинство из них носят частный характер. Наиболее полным и обобщённым является вариант 4. Эти права и привилегии дворян, как мы знаем, были закреплены в двух основных документах: Указе о вольности дворянской 1762 г. и Жалованной грамоте дворянству 1785 г.

 

2. Выявление результата.

Например [1]:

Что из названного относилось к итогам царствования императора Павла I?

1) установление нового порядка престолонаследия

2) переход к политике «просвещенного абсолютизма»

3) получение Россией выхода в Черное море

4) увеличение территории России в результате разделов Речи Посполитой

Верным ответом будет вариант 1, так как, действительно, Актом о престолонаследии 1797 г. Павел I изменил порядок наследования престола, что в будущем сыграло большую роль, в частности в период междуцарствия в 1825 г. Другие варианты относятся к итогам правления Екатерины II и поэтому не подходят.

 

Другой пример:

Что из названного относится к результатам победы России в Северной

войне?

1) вхождение в состав России Царства Польского

2) присоединение Крыма к России

3) обеспечение выхода России к Балтийскому морю

4) присоединение к России Белоруссии с Минском и Правобережной

Украины

По Ништадтскому миру 1721 г., закончившем Северную войну, Россия получила территории Прибалтики: Эстлянию, Лифляндию, Ингерманландию с городами Рига и Ревель, а также закрепила строительство Санкт-Петербурга, поэтому вариант 3 является верным. А другие приведённые события произошли позднее. Царство польское вошло в состав России по результатам венского конгресса в 1815 г, Крым был присоединён в 1783 г., а Белоруссия с Минском и Правоборежной Украиной – по второму разделу Речи Посполитой в 1793 г.  

 

3. Определение последствий.

Например [1]:

Одним из последствий восстания под предводительством Е.И. Пугачёва стало:

1) введение запрета помещикам ссылать крестьян на каторгу

2) издание указа о престолонаследии

3) прекращение деятельности Уложенной комиссии

4) проведение губернской реформы

Из приведённых вариантов 2 и 3 не могут иметь прямого отношения к восстанию Емельяна Пугачёва (1773-1775 гг.), так как никак с ним не связаны. Что же касается 1 варианта, то, несмотря на взрыв народного гнева, Екатерина II не пошла на улучшение положения крестьян, а попыталась перестроить систему управления, чтобы в будущем пресекать восстания в самом начале. Элементом такой политика как раз и является Губернская реформа, проведённая в 1775 г., которая упразднила многие права и вольности казачества, привела к образованию губерний на окраинах государства во главе с губернаторами, подконтрольными центру. Таким образом, правильный ответ – 4.

 

Другой пример [1]:

Протекционистская политика Петра I в сфере экономики способствовала:

1) использованию бумажных ассигнаций

2) разделению купечества на гильдии

3) ограничению ввоза в Россию товаров, производимых на зарубежных мануфактурах

4) ввозу сельскохозяйственных продуктов из-за границы

Протекционизмом называют политику, способствующую защите отечественных купцов и предпринимателей путём создания для них льготных условий торговли на отечественном рынке и параллельно с этим, с помощью увеличения пошлин на товары, ввозимые иностранными купцами. Зная этот термин можно без труда выбрать верный ответ из предложенных вариантов, это будет цифра 4 – ограничение ввоза в Россию товаров, производимых на зарубежных мануфактурах.

 

Таким образом, для подготовки к вопросам 7, необходимо стараться понять суть происходящего. К сожалению, не всегда в учебниках авторы показывают причинно-следственные связи между фактами. Достаточное количество информации содержит данный сайт, кроме этого, определённую помощь в подготовке окажут рекомендации, содержащиеся в статье, посвящённой решению вопроса 2.

 

Киященко А.А.

 

Примечания:

  1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ», — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://hist.reshuege.ru/test. (дата обращения 2.04.2014).