Решение заданий 5-6 (В5-В6) ЕГЭ по истории

Не знать истории – значит всегда быть ребенком.
(Марк Туллий Цицерон)
Подготовка в ЕГЭ / ГИА » Решение заданий 5-6 (В5-В6) ЕГЭ по истории

Решение заданий 5-6 (В5-В6) ЕГЭ по истории

 

Задания типа 5-6 по своему типу полностью аналогичны заданиям 1. Основная разница заключается в историческом периоде, который проверяется этими вопросами. Вопросы 5-6 проверяют знание основных фактов, процессов и явлений по периоду с XVIII века по середину XIX века, от начала правления Петра I до окончания правления Николая I.

Из встречающихся разновидностей этих заданий наиболее распространены следующие:

 

1. Выбор самого раннего, либо самого позднего события из предложенных.

Например [1]:

Что из перечисленного произошло раньше остальных событий?

1) Прутский поход Петра I

2) штурм крепости Измаил

3) Азовские походы Петра I

4) морское сражение у острова Гренгам

Для ответа на данный вопрос достаточно знать дату каждого события. Прутский поход – 1711 г., Штурм Измаила – 1790 г., Азовские походы – 1695 г., 1696 г., и битва у о. Гренгам – 1720 г. Таким образом, верный ответ 3.

 

2. Необходимость соотнести определённый период и событие.

Например:

Проведение   реформы   государственной   деревни,   строительство   первой

в России железной дороги относятся к царствованию:

1)  Николая I

2)  Александра I

3)  Николая II

4)  Александра II

Правильным ответом будет вариант 1, Николая I. Здесь просто нужно знать, когда эти события произошли. Первую железную дорогу построили в 1837 г. (Санкт-Петербург – Царское село), и примерно в это же время – в конце 1830-х гг. проводилась реформа государственной деревни.

 

3. Определить современника.

Например [1]:

Современниками были:

1) Екатерина II и Екатерина Дашкова

2) Елизавета Петровна и А.А. Аракчеев

3) Анна Иоанновна и Иван Фёдоров

4) Екатерина I и М.М. Сперанский

Вопрос не совсем простой, так как здесь нужно знать не только правителей, но и деятелей культуры. Правильным ответом будет вариант 1. Обе жили во второй половине XVIII века. Елизавета Петровна – первая половина и середина XVIII века, тогда как А.А. Аракчеев – конец XVIII и первая половина XIX века. Анна Иоанновна – первая половина XVIII века, а Иван Фёдоров – вторая половина XVI века. Екатерина I – конец XVII века – первая половина XVIII века, тогда как М.М. Сперанский – конец XVIII и первая половина XIX века. Из всего этого следует, что единственный верный вариант – 1.

 

4. Соотнести личность и её деятельность.

Например [1]:

П.С. Нахимов, В.А. Корнилов — это:

1) военачальники во время Крымской войны

2) главы партизанских отрядов времён Отечественной войны 1812 г.

3) министры иностранных дел в правление Александра II

4) представители дипломатической миссии в Средней Азии

Вопрос достаточно простой, так как и П.С. Нахимов, и В.А. Корнилов являются героями Крымской войны 1853-1856 гг. Поэтому правильным ответом будет вариант 1.

 

5. Проследить развитие исторического процесса, либо выбрать даты с похожими событиями.

Например [1]:

Внутренняя политика России во второй половине XVIII в. характеризовалась

1) расширением привилегий дворянства

2) смягчением сословных различий

3) созданием военных поселений

4) ослаблением крепостничества

Для ответа на данное задание необходимо не только знать даты и события, но и иметь сведения о общих тенденциях периода, для этого необходимо внимательно воспринимать информацию, обдумывая её. В конкретном задании подходит первый вариант. Расширение привилегий дворянства проявилось, прежде всего, в двух документах: 1762 г. – «указ о вольности дворянской», 1785 г. ­– «Жалованная грамота дворянству и городам». Остальные варианты не подходят к этому историческому периоду.

 

6. Вопрос на знание основных тенденций в развитии общества.

Например [1]:

Какой вид транспорта появился в России во второй четверти XIX в.?

1) пароходный

2) гужевой

3) автомобильный

4) железнодорожный

Этот вид заданий В5-В6 представляет некоторую сложность, потому что затрагивает не самые распространённые аспекты в истории. Зачастую этим проблемам почти не уделяется внимания в школе, да и во время индивидуальных заданий выпускник не всегда считает нужным внимательно относиться к такой информации. Чтобы подготовиться к таким вопросам, нужно внимательно изучать темы, связанные с культурой и общей характеристикой России в определённый исторический период. Верным ответом на конкретный пример является вариант 4, железнодорожный транспорт. Как уже отмечалось выше, первая железная дорога в России была построена в 1837 г.

 

7. Вопрос на знание исторического термина.

Например [1]:

Появление какого термина связано с царствованием Александра I?

1) черносошные крестьяне

2) военные поселяне

3) государственные крестьяне

4) временнообязанные крестьяне

Правильный ответ – 2, военные поселения. Остальные варианты относятся к другому историческому периоду (Черносошные и государственные крестьяне – синонимы, относятся ко всему периоду существования крепостного права, а временнообязанные крестьяне появляются после отмены крепостного права в 1861 г.).

 

Таким образом, для успешной подготовки к заданиям 5-6 нужно знать:

  1. События и даты
  2. Персоналии
  3. Исторические термины

Для того, чтобы успешно подготовиться к этим типам заданий, нужно изучить учебник, заучить время правления всех императоров России, даты в хронологическом порядке. Кроме этого, запоминание исторических терминов облегчается использованием специального исторического словаря. И, конечно же, большую помощь окажет ежедневное решение тренировочных вариантов ЕГЭ.

 

Киященко А.А.

 

Примечания:

  1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ», — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://hist.reshuege.ru/test. (дата обращения 28.03.2014).