Решение заданий 4 (В4) ЕГЭ по истории

История – наука будущего.
(Константин Кушнер)
Подготовка в ЕГЭ / ГИА » Решение заданий 4 (В4) ЕГЭ по истории

Решение заданий 4 (В4) ЕГЭ по истории

 

Вопросы данного типа нацелены, главным образом, на проверку умения выпускника находить историческую информацию в документе, относящуюся к периоду с VIII по XVII века. Как правило, для этого берутся отрывки из исторических источников, либо научных работ наиболее известных исследователей. Трудность таких заданий заключается в том, что необходимо не только знать, когда находился у власти тот или иной правитель, жил и творил деятель культуры, либо произошло какое-либо событие, но следует также владеть информацией о содержании события, характере и особенностях личности исторического деятеля. А это зачастую представляет трудность для некоторых выпускников.

Для успешного ответа на вопросы этого типа необходимо уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа. Особенность этого источника, а также специфика задаваемого вопроса позволяют классифицировать 4 на несколько разновидностей:

 

1. Определить правителя, о котором идёт речь в документе. Для этого необходимо знать факты, связанные с его правлением, а также особенности личности и конечно же, период правления.

Например [1]:

Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и назовите князя, о котором идёт речь.

«...заложил же и церковь святой Софии, митрополию и затем церковь на Золотых воротах... И стала при нём вера христианская расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри стали появляться... Отец его, Владимир, землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, [сын] же засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное.

...Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим: "И если будете жить в любви между собою, Бог будет в вас и покорит вам врагов..." И так разделил он между ними города, запретив им переступать пределы братьев и сгонять со стола».

1) Андрей Боголюбский

2) Игорь Святославич

3) Ярослав Мудрый

4) Святослав Игоревич

В этом документе есть несколько ключевых положений, которые должны помочь ответить на вопрос: В правление этого князя была построена церковь Святой Софии в Киеве, Отец этого князя – Владимир Святой, крестивший Русь в 988 году. Зная, кто правил после Владимира, и в чьё правление была построена киевская София, ответ будет очевиден – это Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.), именно он заложил храм Святой Софии в 1037 году в честь победы над половцами. (Кстати, текст в этом задании взят из «Слова о законе и благодати» первого русского митрополита Илариона).

 

Другой пример [1]:

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя государя, с чьим правлением связан описываемый процесс.

«В обстановке массового террора, всеобщего страха и доносов аппарат насилия, созданный в опричнине, приобрёл совершенно непомерное влияние на политическую структуру руководства. В конце концов адская машина террора ускользнула из под контроля её творцов. Последними жертвами опричнины оказались они сами».

1) Иван Грозный

2) Фёдор Иоаннович

3) Василий Тёмный

4) Алексей Михайлович

В этом задании необходимо знать ключевой термин – опричнина. Теперь всего лишь необходимо выбрать, имя государя, в чьё правление она проводилась. Это Иван Грозный (1533-1583 гг.), а опричная политика проводилась с 1565 по 1572 годы.

 

2. Указать событие, в котором идёт речь в документе. В данном случае, наоборот, необходимо знать действующих лиц, участвующих в каком-либо событии, и общий ход описываемой ситуации.

Например [1]:

Прочтите отрывок из древнерусской летописи и укажите событие, о котором в нём говорится.

«Уже в исходе февраля к великому князю Юрию Всеволодовичу, его брату Святославу Всеволодовичу, племянникам - Васильку Константиновичу, Всеволоду Константиновичу и Владимиру Константиновичу - пришёл вестник с известием, что город Владимир взят, епископ, великая княгиня, князья и все люди сожжены, а некоторые перебиты. «А твоего старшего сына Всеволода с братьями убили вне города и идут к тебе»... Юрий ждал своего брата Ярослава, и не было его. И князь приказал своему воеводе укреплять людей и готовиться к бою... Сошлись полки, и была крупная битва и злая сеча; кровь лилась, как вода. Божьим попущением татары победили русских князей. Был убит тогда великий князь Владимирский Юрий Всеволодович и многие его воеводы и бояре, и было перебито воинство его».

1) битка на р. Калке.

2) битва на р. Сити.

3) битва на р. Неве.

4) битва на р. Воже.

Достаточно  трудный вопрос, так как на указанное в нём событие порой просто-напросто учителя обходят стороной. Правильный ответ 2, битва на реке Сити, которая произошла в 1238 году. Здесь ключевыми словами будут: имя Юрия Всеволодовича, великого князя владимирского, информация о сожжении Владимира татарами и смерти сына великого князя. Это задание лишний раз обращает внимание на то, что нужно достаточно внимательно и глубоко изучать исторические факты.

 

Другой пример [1]:

Прочтите отрывок из текста и определите, где и когда было принято следующее решение.

«…Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты – до реки Днепра. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: "Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете". Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: "Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей". На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий…».

1) Куликовская битва

2) взятие Казани

3) Cтояние на реке Угре

4) битва на Калке

В этом вопросе правильным ответом будет вариант 4, битва на Калке и он немного легче предыдущего, так как приведённые события происходили в большие исторические интервалы: битва на Калке – 1223 г., Куликовская битва – 1380 г., Стояние на р. Угре – 1480 г., а взятие Казани – 1552 г. Тут достаточно помнить первое появление монголо-татар, до похода на Северо-Восточную Русь, а также просьбу половцев о помощи. Этот и предыдущий тексты взяты из Повести Временных Лет, события из которой описываются во всех школьных учебниках, так что будет полезным несколько раз их перечитать в процессе подготовки к ЕГЭ.

 

3. Иные варианты поиска исторической информации. Очень часто не имеют конкретных имён, либо терминов, которые бы облегчили нахождение правильного ответа, либо ключевое слово прямо спрашивается в вопросе.

Например [1]:

Понятие «смутное время» связано с царствованием:

1) Алексея Михайловича

2) Анны Иоанновны

3) Бориса Годунова

4) Ивана Грозного

Здесь просто-напросто необходимо знать, кто правил в Смутное время (1598-1613 гг.). Этим правителем был Борис Годунов (1598-1605 гг.), Иван Грозный правил раньше (1533-1584 гг.), а Алексей Михайлович (1645-1676 гг.) и Анна Иоанновна (1730-1740 гг.) позже.

 

Другой пример [1]:

Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите, о каких исторических событиях идет речь.

«Страна представляла собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол…»

1) Ливонской войне

2) Смуте

3) Введении опричнины

4) Смоленской войне

Описываемые здесь события относятся к Смутному времени, только тогда единственный раз в истории польский гарнизон сидел в Кремле, а Шведы владели Новгородом. Для правильного ответа достаточно знать общую ситуацию в России начала XVII века.

 

Другой пример [1]:

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как назывались люди, о которых идёт речь.

«[Так]... называли тех отчаянных людей, которые уходили с освоенных русских земель на юг, в степи. Они поселялись в удобных для занятий рыбной ловлей, охотой, скотоводством местах, строили небольшие городки для обороны (прежде всего, в низовьях рек Дон и Хопра). Они вместе защищались от соседей кочевников, вместе решали вопросы внутренней жизни своих посёлков на собраниях... Среди них мог укрыться и беглый крестьянин, и обедневший дворянин, и вообще любой, кому "тесно" было на Руси, — найти и вернуть беглеца было не под силу даже московскому царю».

1) баскаки

2) опричники

3) казаки

4) шляхта

Правильным ответом будет вариант 3, казаки, так как баскаки - это сборщики дани в период монголо-татарского ига, опричники – члены опричного войска, служившие лично Ивану IV (период с 1565-1572 годов), а шляхта – название польского дворянства. Кроме того, зная, что крестьяне бежали от своих господ на окраины государства, спасаясь от закрепощения, с лёгкостью можно дать верный ответ.

 

Другой пример [1]:

Прочтите отрывок из сочинения историка Б. А. Рыбакова и укажите век, к которому относятся описанные события.

«"И раздрася вся Русская земля..." — записал в своей хронике один из летописцев... После смерти великого князя киевского Мстислава, сына Мономаха, все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и начали жить самостоятельной жизнью. Но в ещё большей мере для наступления новой эпохи...характерны длительные кровопролитные усобицы князей, войны за расширение земельных владений, которые современник с горечью называл "погибелью земли Русской"...»

1) X в.

2) XI в.

3) XII в.

4) XIV в.

Это достаточно простой вопрос, для верного ответа достаточно знать век, когда жил и правил Владимир Мономах (1113-1125 гг.), а также понимать процесс феодальной раздробленности и уметь вспомнить примерные даты его начала. Верным ответом будет XII век.

 

Таким образом, задания 4 одни из самых интересных и живых, но требующих достаточно глубоких и конкретных знаний исторических событий, процессов, явлений, а также личностей и понимания понятий. Чтобы научиться быстро и правильно решать данный тип вопросов, необходимо достаточное внимание уделять не просто механическому заучиванию дат и событий, а пониманию, и главное представлению хода этих событий с обращением внимания на главных действующих лиц. Для этого будет полезным изучать школьный учебник, смотреть исторические фильмы и, конечно, самым лучшим, но и продвинутым для выпускника, будет чтение исторических источников, той же Повести Временных Лет. Благо большинство основных источников уже переведено на современный русский язык. Важно вникать в событие, пытаться наглядно представить, что же именно произошло, как бы создать в своей голове подобие красочного фильма. Также огромную роль должна играть помощь учителя или частного преподавателя, рассказ которого уже будет содержать все необходимые имена, даты, термины и понятия, необходимые для подготовки.

Киященко А.А.

Примечания:

  1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ», — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://hist.reshuege.ru/test. (дата обращения 28.02.2014).