Решение заданий 2 (В2) ЕГЭ по истории

Опыт показывает вещи, а история дает их связь.
(Г. Копринг)
Подготовка в ЕГЭ / ГИА » Решение заданий 2 (В2) ЕГЭ по истории

Решение заданий 2 (В2). ЕГЭ по истории

 

Задания 2 главным образом направлены на проверку умения выпускника разбираться в причинно-следственных связях между событиями, выявлять исторические закономерности, понимать процессы и явления. То есть, знать предпосылки, причины, результат и последствия того или иного события, процесса, явления.

Многие выпускники не до конца понимают значения этих терминов, и, поэтому, зачастую допускают ошибки в этом виде заданий. Разберём подробнее значение этих слов применительно к истории.

Предпосылки – предварительно сложившиеся условия, благодаря существованию которых стало возможно (или невозможно) осуществление того или иного факта [1; 529].

Причины – явления, вызывающие и обуславливающие возникновение других явлений, служат основанием для каких-либо действий (исторических событий) [1; 551].

Результат – конечный итог, завершающий собою какой-либо исторический факт [1; 621].

Последствия – факты, вызванные и обусловленные действиями предшествующих событий и явлений [1; 672].

Теперь на исторических примерах поясню эти понятия.

  1. Пресечение династии Рюриковичей в конце XVI века – предпосылка Смутного времени (то есть, если бы династия не пресеклась, не было бы условия для возникновения Смуты).
  2. Дальновидная политика московских князей – причина возвышения Московского княжества (умелые действия правителей приводят к росту власти и влияния Москвы).
  3. Попадание Руси в зависимость от Золотой Орды – результат нашествия Батыя.
  4. Установление независимости Руси от Золотой Орды – последствие стояния на реке Угре в 1480 году.

Нужно отметить такую особенность, что один и тот же факт может одновременно являться предпосылкой, причиной, результатом и последствием относительно других фактов. Например: недовольство крестьян их закрепощением в середине XVII века – последствие принятия Соборного уложения 1649 года и одновременно – одна из причин восстания Степана Разина 1667-1671 гг. Эти связи между фактами и называются причинно-следственными связями.

Рассматриваемые вопросы 2 касаются исторического периода с VIII века по XVII век и имеют несколько разновидностей:

 

1. Нахождение предпосылок

Например [1]:

К предпосылкам возвышения Москвы в XIV—XV вв. относится:

1) передача с конца XIII в. ярлыка на великое княжение московским князьям

2) независимость от Орды

3) отсутствие конфликтов с соседними русскими княжествами

4) умелая политика московских князей

Из предыдущей информации ясно, что правильным ответом будет вариант 4.

 

2. Выяснение причин.

Например [1]:

Что было причиной восстания монахов Соловецкого монастыря в 1668—1676 гг.?

1) церковная реформа патриарха Никона

2) создание Святейшего Синода

3) секуляризация монастырских земель

4) упразднение в России патриаршества

Правильным ответом здесь будет вариант 1.

 

3. Выявление результата.

Например [1]:

Что из перечисленного было одним из результатов княжения Владимира Мономаха?

1) временное ослабление княжеских усобиц

2) полный разгром половцев

3) перенесение столицы из Киева в Новгород

4) зарождение каменного зодчества на Руси

Верный ответ – 1, временное ослабление княжеских усобиц.

 

4. Определение последствий.

Например [1]:

Последствием Ливонской войны стало:

1) присоединение к России Прибалтики

2) основание Санкт-Петербурга

3) присоединение к России Левобережной Украины

4) хозяйственное разорение русской земли

Правильным ответом будет последний предложенный вариант – хозяйственное разорение русской земли.

 

Вопросы 2 для многих выпускников представляют некоторую трудность, потому что для правильного ответа на них недостаточно простого знания событий, процессов и явлений, потому что это знание, не подкреплённое пониманием исторического процесса, не формирует умение выявлять причинно-следственные связи.

Чтобы правильно отвечать на вопрос 2, необходимо внимательно читать текст учебника, пытаясь не просто зазубрить материал, но понять его. Часто в учебниках специально выделены автором причинно-следственные связи, либо о них говориться в общем тексте. Однако, к сожалению, многие учебники этот момент обходят стороной, акцентируя внимание лишь на простом изложении фактов.

Чтобы восполнить этот пробел, достаточно прибегнуть к помощи учителя, либо репетитора, который должен разъяснить эти сложные моменты. Если же возможности заниматься с преподавателем нет, то можно и самостоятельно развить навык выявления причинно-следственных связей, правда, сделать это будет сложнее.

Для начала нужно научиться создавать зримый образ события (пытаться наглядно воспроизводить его в голове, словно фильм), это поможет лучше запомнить факт, а также «оживит его», вызовет интерес. Теперь будет полезным задуматься и поставить следующие вопросы, если они и сами ещё не возникли в голове:

  1. Почему произошло так, а не иначе?
  2. К чему это привело?
  3. Что за этим последовало?
  4. Кому это было выгодно?

Нужно попытаться самостоятельно на эти вопросы ответить. И так, с каждым изучаемым фактом, нужно анализировать его, а не просто зазубривать. И через некоторое время постепенно разовьётся навык выявления причинно-следственных связей.

Таким образом, вопросы 2 ставят своей целью проверить умение выпускника определять Предпосылки, причины, результат и последствия тех или иных исторических фактов. Для ответа на них следует, во-первых, хорошо знать историческую ситуацию, когда произошло определённое событие, а во-вторых, вырабатывать навык выявления причинно-следственных связей, постоянно ставя вопросы и находя на них ответы.

 Киященко А.А.

 

Р.S. Для подготовки к вопросам 2 определённую помощь окажет данный сайт в разделах «уроки» и «материалы», где уже специально выделены предпосылки, причины, результат и последствия каждого события, процесса, явления.

 

Примечания:

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка, М, Гос. изд.-во иностранных и национальных словарей, 1953, 849 с.
  2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ», — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://hist.reshuege.ru/test. (дата обращения 27.01.2014).