Решение заданий 1 (В1) ЕГЭ по истории

История – это пророк, смотрящий в прошлое.
(Фридрих фон Шлегель)
Подготовка в ЕГЭ / ГИА » Решение заданий 1 (В1) ЕГЭ по истории

Решение заданий 1 (В1) ЕГЭ по истории

 

Задания типа 1 – самые первые, встречающиеся на пути выпускника. Они представляют собой выбор одного ответа из четырёх предложенных. Вопросы 1 проверяют знание основных фактов, процессов и явлений по периоду с VIII по XVII века, либо, если говорить иначе, от складывания первых союзов племён у восточных славян и до начала самостоятельного правления Петра I.

Из встречающихся разновидностей этих заданий наиболее распространены следующие:

 

1. Выбор самого раннего, либо самого позднего события из предложенных.

Например:

Кто был московским князем раньше остальных?

1) Дмитрий Донской

2) Василий Тёмный

3) Иван Калита

4) Иван Грозный

Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо владеть информацией о времени, когда произошло каждое из этих событий. В данном случае – знать информацию о жизни всех князей. Зачастую, вызывает большие затруднения вспомнить точную дату (здесь – даты правления). Если это сделать не получается, не стоит паниковать, достаточно знать в каком веке, или в какой половине века, это событие случилось.

В конкретном задании правильный ответ – Иван Калита под номером 3. Этот князь правил с 1325 по 1340 год (первая половина XIV века), тогда как Дмитрий Донской правил с 1359 по 1389 год (вторая половина XIV века), Василий Тёмный – 1425-1462 (XV век), а Иван Грозный 1533-1547 гг. как Великий князь и с 1547 по 1584 год как первый русский царь (XVI век).

 

2. Необходимость соотнести определённый период и событие.

Например [1]:

Какое из указанных событий произошло в XVII в.?

1) включение в состав России Казанского ханства

2) принятие «Табели о рангах»

3) включение в состав России Средней Азии

4) принятие «Соборного Уложения»

В отличие от предыдущего вопроса здесь достаточно знать конкретное событие, произошедшее в указанный период. Правильным ответом будет являться вариант 4 – принятие «Соборного Уложения», которое произошло в 1649 году. Если не получается сразу определить точную дату, нужно действовать методом исключения (для этого, опять же, достаточно знать хотя бы век, когда произошло каждое событие). Остальные варианты не подходят, потому что присоединение Казани (вариант 1) произошло в 1552 году, принятие «Табели о рангах» (вариант 2) в 1722 году, а включение в состав России Средней Азии (вариант 3) во второй половине XIX века.

 

3. Определить современника.

Например [1]:

Современником Дмитрия Донского был:

1) Ярослав Мудрый

2) Сергий Радонежский

3) Иван Федоров

4) Феофан Прокопович

Для ответа на этот вопрос необходимо знать персоналии, знание одних лишь дат поможет слабо. В данном случае будет полезно знание события, а именно – благословения Дмитрия Донского Сергием Радонежским перед Куликовской битвой в 1380 году. Логично, что правильным ответом будет 2, Сергий Радонежский. Остальные личности жили и творили в другое время: Ярослав Мудрый в первой половине XI века, Иван Фёдоров в середине XVI века, а Феофан Прокопович в первой половине XVIII века.

 

4. Соотнести личность и её деятельность.

Например [1]:

Кто в период Смуты обратился с призывом к своим землякам-нижегородцам приступить к организации второго ополчения и стал одним из его руководителей?

1) Борис Годунов

2) Андрей Курбский

3) Козьма Минин

4) протопоп Аввакум

Данная разновидность вопросов немного легче предыдущих, потому что здесь, не зная личность и связанные с ней события, но, зная время её деятельности, можно правильно ответить на вопрос. Верным ответом будет вариант 3, Кузьма Минин. Однако, если вам ничего не известно про этого человека, но вы знаете остальных, можно определить, что Борис Годунов умер в 1605 году (раньше, чем было образовано второе ополчение), Андрей Курбский жил ещё раньше – в XVI веке, а Протопоп Аввакум позже – во второй половине XVII века.

 

5. Проследить развитие исторического процесса, либо выбрать даты с похожими событиями.

Например [1]:

Годы 1497, 1581, 1597, 1649-й отражают основные этапы:

1) борьбы России за выход к морю

2) образования Российского централизованного государства

3) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость

4) закрепощения крестьян

Это один из самых трудных видов вопросов В1. Для правильного ответа нужно знать как минимум несколько дат из приведённых выше, а также события, которые с этими датами связаны. В данном вопросе правильным будет вариант 4. Рассмотри его подробнее:

1497 г. – издание судебника Ивана III, введён Юрьев день (ограничено право перехода крестьянина от одного землевладельца к другому).

1581 г. – введение заповедных лет (как чрезвычайная мера, полностью отменялся переход крестьянина от одного землевладельца к другому).

1597 г. – введение урочных лет (устанавливался срок, в течение которого власти будут искать крестьянина, совершившего побег от своего землевладельца).

1649 г. – Соборное уложение, введение бессрочного срока сыска беглых крестьян (окончательное установление крепостного права).

 

6. Вопрос по культуре (чаще всего соотнести автора и его произведение, либо род деятельности).

Например [1]:

Какое литературное произведение из названных принадлежит Владимиру Мономаху?

1) «Апостол»

2) «Поучение детям»

3) «Задонщина»

4) «Русская Правда»

Для ответа на этот вопрос нужно достаточно хорошо владеть материалом, не пропускать темы по культуре, думая, что они не важны. Хорошо помогает составление таблицы, где можно наглядно увидеть автора, его область деятельности и достижения.

 

Область культуры

Деятель

Достижения

Литература

Владимир Мономах

«Поучение детям»

…………..

………………..

……………..

 

Согласно таблице ясно, что здесь правильным ответом будет 2, «Поучение детям». Авторство остальных произведений определяется достаточно трудно, вопрос о многих произведениях до сих пор вызывает споры в исторической науке, поэтому в данных видах вопросов В1 не всегда получиться ответить методом исключения.

 

7. Определение верного значения исторического термина.

Например [1]:

В Древней Руси словом «вервь» называли:

1) время ухода крестьян от владельца

2) форму сбора дани

3) общину

4) совет бояр при князе

В данной разновидности вопросов В1 необходимо знать точное (или примерное) определение понятия, это, вероятно, наиболее трудный вид этих заданий. Для этого, полезно использовать словарь терминов, который обычно даётся в конце учебника и периодически его повторять. Правильным ответом будет вариант 3 «община». Другие варианты категорически не подходят.

 

Таким образом, для успешной подготовки к заданиям 1 нужно знать:

  1. Даты и события
  2. Исторических деятелей
  3. Произведения культуры
  4. Исторические термины

Этого можно достичь несколькими способами:

Во-первых, занимаясь самостоятельно, будет полезно подробно изучить учебник, заучить наизусть время нахождения у власти всех правителей нашего отечества, даты в хронологическом порядке. Также необходимо составить таблицы по культуре, свою для каждого периода. Кроме этого, чтобы запоминать исторические термины, желательно их выучить, пользуясь специальным историческим словарём. И главное, нужно самостоятельно каждый день прорешивать тренировочные варианты ЕГЭ. Основная трудность такого способа – сложность заставить себя заниматься, порой отсутствие самодисциплины.

Во-вторых, можно воспользоваться услугами грамотного преподавателя, который объяснит сложные темы и ответит на вопросы, а затем проверит усвоение информации учеником. Однако, и здесь нужна постоянная работа и выполнение рекомендаций преподавателя.

Киященко А.А.

 

Примечания:

  1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ», — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://hist.reshuege.ru/test. (дата обращения 24.09.2014).