Решение заданий 11 (В11) ЕГЭ по истории

История есть наука о развитии человечества в целом.
(Лев Платонович Карсавин)
Подготовка в ЕГЭ / ГИА » Решение заданий 11 (В11) ЕГЭ по истории

Решение заданий 11 (В 11) ЕГЭ по истории

Вопросы данного типа проверяют умения выпускника находить историческую информацию в документе, относящуюся к периоду XIX — на­ча­ла XX века. Задания 11 являются аналогом вопросов 4 и 8, с разницей лишь в проверяемом периоде.

Для успешного ответа на вопросы этого типа необходимо уметь проводить поиск исторической информации в источниках разного типа. Все задания 11 можно разделить на несколько видов:

1. Определить личность, о которой идёт речь в документе. Для этого необходимо знать факты, связанные с его правлением, а также особенности личности и, конечно же, период правления.

Пример №1: Прочтите отрывок из договора и укажите фамилию государственного деятеля, его подписавшего.

«Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. Точная граничная линия этой территории будет определена согласно постановлениям дополнительной II статьи, приложенной к сему договору».

1) С. Ю. Витте

2) К. П. Победоносцев

3) П. А. Столыпин

4) М. Т. Лорис-Меликов

В данном отрывке речь идет о подписании Портсмутского договора, который закреплял территориальные изменения России после Русско-японской войны в пользу Японии. Со стороны России договор был подписан С.Ю. Витте. Правильный ответ №1.

Пример №2: Прочтите отрывок из законодательного акта и назовите императора, в правление которого он был обнародован.

«Ст. 1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам и Правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда.

Ст. 2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

Ст. 3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные...

Ст. 4. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.

Ст. 5. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели»

1) Александр II

2) Николай I

3) Александр III

4) Александр I

Эти положения соответствуют законодательному акту судебной реформы 1864 года, в которой были закреплены новый порядок судебного процесса. Реформа была произведена в годы царствования Александра II (1855-1881). Правильный ответ №1.

2. Указать факт, о котором идёт речь в документе. В данном случае, наоборот, необходимо знать действующих лиц, участвующих в каком-либо событии, и общий ход описываемой ситуации.

Пример №1: Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался.

«Всевышним Промыслом вручённое Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа. С пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».

1) Съезд рабочих и солдатских депутатов

2) Комитет министров

3) Государственная дума

4) Учредительное собрание

Николай II говорит о введении в России Государственной думы — выборного представительного органа власти. Этот орган власти появился в России по царскому Манифесту 17 октября 1905 года. Комитет министров был образован в России в XIX веке. Съезд рабочих и солдатских депутатов, Учредительное собрание работали в Советской России. Правильный ответ №3.

3. Указать дату, о которой идёт речь в документе. Для этого необходимо знать основные исторические события и хронологию истории России.

Пример №1: Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.

«...17 октября... под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, [великий князь] Николай Николаевич убедил государя подписать... манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».

1) 1905 г.

2) 1914 г.

3) 1917 г.

4) 1918 г.

Данные события произошли в октябре 1905 года. В период Всероссийской октябрьской политической стачки царь Николай II пошел на уступки революционным силам и подписал Манифест о введении Государственной Думы и даровании гражданских прав и свобод. Правильный ответ №1.

Пример №2: Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его создания.

«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение. В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».

1) 1803 г.

2) 1842 г.

3) 1861 г.

4) 1883 г.

Данный отрывок  относится к Манифесту об отмене крепостного права, который был принят в 1861 году. Правильный ответ №3.

4. Иные варианты поиска исторической информации. Очень часто не имеют конкретных имён, либо терминов, которые бы облегчили нахождение правильного ответа, либо ключевое слово прямо спрашивается в вопросе.

Пример №1: Прочтите отрывок из произведения и укажите, представителем какого течения в народничестве был его автор.

«Идите же, идите "в народ", но не с вашей пропагандой, а с прямой революционной агитацией и памятуйте слова великого учителя: "Страсть к разрушению есть в то же время страсть творческая" <...> Народ наш глубоко и страшно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним не являлись».

1) бунтарское

2) пропагандистское

3) заговорщическое

4) социалистическое

В отрывке указаны черты бунтарского течения в народничестве. Бунтарское (Бакунин, Кропоткин) - признание крестьянина прирожденным революционером и социалистом, призыв к стихийному крестьянскому бунту, полная ликвидация государства и всякой публичной власти (отсюда и другое название этого направления - анархизм). Правильный ответ №1.

Пример №2: Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название партии, целевые установки которой он отражает.

«Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит всё угнетённое человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою. Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров...»

1) эсеры

2) социал-демократы

3) кадеты

4) октябристы

Ликвидация частной собственности и установление диктатуры пролетариата - программные требования партии социал-демократов. Правильный ответ №2.

Пример №3:  Прочтите отрывок из документа и определите название крестьян, о которых идёт в нём речь.

«Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их оседлость, и сверх того то количество полевой земли, которое определяется в местных положениях. Крестьяне обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работою или деньгами».

1) приписные

2) посессионные

3) временнообязанные

4) вольные хлебопашцы

Приписные и посессионные крестьяне появляются в XVIII веке для работы на мануфактурах, указ о вольных хлебопашцах предусматривал отпуск на свободу крестьян без земли. Данные положения были закреплены в 1861 году в результате Крестьянской реформы. Правильный ответ №3.

Таким образом, задания 11 являются достаточно интересными и в то же время непростыми. Подробное руководство в подготовке к такому типу заданий можно найти в статье о решении вопросов 4. Но, нужно помнить о разнице в историческом периоде и особенностями, возникающими вследствие этого. И в первую очередь необходимо владеть фактической базой, иначе не получится извлечь никакой информации.

Киященко А.А.