Решение заданий 10 (В10) ЕГЭ по истории

История – это философия в примерах.
(Фукидид)
Подготовка в ЕГЭ / ГИА » Решение заданий 10 (В10) ЕГЭ по истории

Решение заданий 10 (В 10) ЕГЭ по истории

 

Задания 10 полностью аналогичны заданиям 2, за исключением разницы в проверяемом историческом периоде, и главным образом направлены на проверку умения выпускника разбираться в причинно-следственных связях между событиями, выявлять исторические закономерности, понимать процессы и явления. Это значит, знать предпосылки, причины, результат и последствия того или иного события, процесса, явления. Подробнее о том, что же означают вышесказанные понятия и как с ними разобраться, рассказывается в статье, посвящённой решению заданий 2 (В2).

Как уже говорилось, отличием от В2 является хронологический период, а именно, вопросы 10 касаются исторического периода XVIII – середины XIX века и имеют несколько разновидностей:

1. Выяснение причин.

Пример №1

            Что было одной из причин сохранения зависимости крестьян от помещиков после реформ 1860—1870 гг.?

  1. Укрепление крестьянской общины.
  2. Право помещиков осуществлять полицейский надзор над крестьянами.
  3. Запрещение крестьянам заниматься торговлей, заключать сделки.
  4. Введение временнообязанного состояния крестьян.

            Правильным ответом будет являться введение временнообязанного положения, т.к. после снятия крепостного положения крестьяне получили личную свободу, но не получили земли и оставались в земельной зависимости от помещика с выполнением обязательных повинностей. Крестьяне были обязаны выкупать землю и поэтому оставались временнообязанными. Укрепление крестьянской общины не будет правильным ответом, потому что сама по себе община является объединением, которое занимается защитой своих членов от произвола властей. Второй вариант также будет не верен, т.к. по результатам Крестьянской реформы община самостоятельно осуществляла налоговой и полицейский надзор над крестьянами. Основные положения Крестьянской реформы 1861 не запрещали крестьянам заниматься торговлей, крестьяне занимались торговлей ещё до реформы.

Пример №2

Что было одной из причин аграрного кризиса в России второй половины XIX в.?

  1. Массовый выход крестьян из общины с наделами.
  2. Малые размеры наделов, полученные крестьянами в результате реформы 1861 г.
  3. Национализация всех помещичьих земель.
  4. Отсутствие спроса на зерно заграницей.

            Правильным ответом здесь будет являться второй вариант – малые размеры наделов, полученные крестьянами в результате реформы 1861 года. Крестьянское малоземелье, помещичье землевладение — это пережитки, тормозившие развитие сельского хозяйства. Первый вариант ответа будет не верен, т.к. крестьяне были сильно привязаны к своим общинам в силу экономических и культурных моментов. Выход из общины осуществлялся крайне редко. Вариант №3 также не верен, потому что впервые национализация земель производилась декретом большевиков «О земле» в 1917. Вариант №4 не является правильным в силу того, что Российская империя являлась основным поставщиком зерна в Европу, которая не имела равнозначной альтернативы поставок.

2. Выявление результата.

Пример №1

Русско-турецкая война 1877–1878 гг. закончилась присоединением к России

  1. Южной Бессарабии с устьем Дуная
  2. Азербайджана
  3. Северной Болгарии
  4. Армении

            Согласно Сан-Стефанскому мирному договору русско-турецкая война 1877–1878 гг. закончилась присоединением к России Южной Бессарабии, утраченной в 1856 году. Также Россия получила крепости Баязет, Карс, Ардаган, Батум. Северная Болгария получила независимость. Верным является первый вариант. Азербайджан, точнее территория отдельных ханств, был окончательно присоединен в несколько этапов которые продолжались с 1803 по 1813г. Армения была в составе России с первой половины XIX века.

Пример №2

Что стало одним из результатов Первой российской революции?

  1. Отмена подушной подати.
  2. Создание партии октябристов.
  3. Отмена крепостного права.
  4. Создание группы «Освобождение труда».

            Верен второй вариант ответа, т.к. в 1905 в ходе Первой русской революции 1905-1907 была создана партия октябристов. Остальные варианты не верны, потому что 1887 – отмена подушной подати, 1861 – отмена крепостного права, 1883 – создание группы « Освобождение труда».

3. Определение последствий.

Пример №1

Следствием проведения Крестьянской реформы 1861 г. стало:

  1. Предоставление помещикам права отдавать крестьян в рекруты.
  2. Прекращение деятельности народнических организаций.
  3. Разрушение крестьянской общины.
  4. Ускорение развития российской экономики.

            Верным является четвертый вариант ответа, т.к. реформа закрепляла переход от крепостнических отношений к капиталистическим и способствовала развитию экономики. Помещики не обладали правом отдавать крестьян в рекруты по положениям реформы. Разрушение крестьянской общины происходило вследствие Аграрной реформы Столыпина. Реформа не могла прекратить деятельность  революционных организаций на одном том основании, что организации сами по себе не являются законными и носят антиправительственный характер, любое действие по их предотвращению вызвало бы ожесточенное сопротивление.

Пример №2

Что из перечисленного относится к последствиям поражения России в Крымской войне?

  1. Реформа государственной деревни П. Д. Киселёва.
  2. Распад «Союза трёх императоров».
  3. Активизация подготовки крестьянской реформы.
  4. Устройство военных поселений в широких масштабах.

            Верен будет третий вариант ответа, т.к. поражение в Крымской войне 1853−1856 гг. показало отставание России от европейских стран и заставило власть приступить к разработке реформы отмены крепостного права. Реформа Киселёва была проведена до Крымской войны в 1837 и продолжалась до самого начала войны. Распад «Союза трёх императоров» произошёл в 1886 году из-за обострений противоречий между Россией и Австрией, которые возникли из-за внешнеполитической ориентации Болгарии. Военные поселения возникли вследствие угрозы со стороны Наполеона Бонапарта по проекту Аракчеева. Существовали с 1810 – 1857г.Вышеперечисленные варианты не могут быть последствиями поражения в Крымской войне.

При решении заданий 10(В10) необходимо проявлять внимательность и иметь базовые знания по данному периоду. Наличие базовых знаний является основой понимания хронологических соответствий дат, событий и их последствий, что в свою очередь способствует успешному выполнению заданий данной части. Также помощь в подготовке к вопросам данного типа может оказать учитель, либо другой грамотный преподаватель.

Киященко А.А..

Примечания:

  1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ», — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://hist.reshuege.ru/test. (дата обращения 2.04.2014).