Решение заданий 9 (В9) ЕГЭ по истории

История – это пророк, смотрящий в прошлое.
(Фридрих фон Шлегель)
Подготовка в ЕГЭ / ГИА » Решение заданий 9 (В9) ЕГЭ по истории

Решение заданий 9(В9) ЕГЭ по истории

 

Данные вопросы проверяют знание основных событий, процессов, явлений, происходивших в период со второй половины XIX в. по начало XX в. [1; 8]. По своей структуре и виду проверяемой деятельности вопросы 9 аналогичны вопросам 1 и 5-6. Сложность представляет сам исторический период. По мере приближения к современности, существенно усложняется экономическая, политическая, культурная и социальная жизнь общества. Это приводит к тому, что ответы на некоторые вопросы вызывают затруднения у выпускников.

В сравнении с другими вопросами части 1, проверяющими сходные умения, но по другому историческому периоду, задания 9 очень схожи с ними и по своим разновидностям:

 

1. Выбор самого раннего, либо самого позднего события из предложенных.

Например [2]:

Какое из событий произошло раньше остальных?

1) денежная реформа С.Ю. Витте

2) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»

3) Кровавое воскресенье

4) учреждение Государственной думы

Три из четырёх событий, указанные в данном задании, произошли в XX веке (в 1905 г.), и только денежная реформа С.Ю. Витта была проведена в конце 90-х гг. XIX века, увенчавшись введением золотого стандарта рубля в 1897 г.

 

2. Необходимость соотнести определённый период (год) и событие.

Например [2]:

Какое из перечисленных событий относится к 1905 г.?

1) принятие Декрета о земле

2) Всероссийская октябрьская стачка

3) убийство П.А. Столыпина

4) третьеиюньский переворот

Самым ранним событием, из приведённых в этом задании, является всероссийская октябрьская стачка, которая, как раз и произошла в 1905 г. Другие события произошли позже. Принятие декрета о земле – в 1917 г., убийство П.А. Столыпина в 1911 г., а третьеиюньский переворот – в 1907 г. Исходя из этого, верным ответом будет вариант 2.

 

3. Определить современника.

Например [2]:

В начале XX века современниками были

1) С. С. Уваров и А. Х. Бенкендорф

2) А. И. Желябов и С. Л. Перовская

3) А. И. Герцен и М. М. Сперанский

4) В. И. Ленин и П. Н. Милюков

Данный вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что все указанные пары составлены из современников, и, пытаясь среди них отыскать пары, в которых личности жили в разное время, выпускник может сбиться и запутаться. Нужно внимательно читать вопрос, который фактически ставит цель отыскать среди всех пар современников тех, которые жили в начале XX века. Такой парой будет вариант 4 – В.И. Ленин и П.Н. Милюков. Другие варианты: С.С. Уваров и А.Х. Бенкендорф,  А.И. Герцен и М.М. Сперанский соотносятся с периодом первой половины XIX века, а А.И. Желябов и С.Л. Перовская – со второй половиной XIX века.

 

4. Соотнести личность и её деятельность.

Например [2]:

Одним из активных деятелей крестьянской реформы 1861 г. был

1) П. Д. Киселев

2) А. А. Аракчеев

3) Н. А. Милютин

4) П. А. Столыпин

Правильным ответом будет вариант 3 – Н.А. Милютин. Даже если не знать область деятельности каждой личности, можно, воспользовавшись хронологическим принципом, найти верный ответ. Ведь П.Д. Киселев и А.А. Аракчеев жили в первой половине XIX века, а П.А. Столыпин – в конце XIX – начале XX вв. и они никак не могли участвовать в реформе по отмене крепостного права.

 

5. Проследить развитие исторического процесса, либо выбрать даты с похожими событиями.

Например [2]:

Какое явление экономической жизни России по времени самое позднее?

1) начало железнодорожного строительства

2) создание Южного промышленного района

3) создание торгово-промышленных монополий

4) начало промышленного переворота

Достаточно трудный вопрос, потому что многие школьники не обращают внимание на хронологические рамки явлений, а если и обращают, то ограничивают их какой либо частью века (первой половиной, либо второй половиной). Поэтому необходимо, изучая какое-либо явление или тенденцию, определить примерные даты его начала и окончания. В этом вопросе верным ответом будет вариант 2. Создание Южного промышленного района относится к началу XX века, тогда как остальные процессы происходили в XIX веке: вариант 1 – 40-е гг., вариант 3 – 80-е –90-е гг., вариант 4 – 40-е – 50-е гг.

 

6. Вопрос по культуре (чаще всего соотнести автора и его произведение, либо род деятельности).

Например [2]:

Кто из перечисленных ниже деятелей культуры являлся художником-передвижником?

1) И. Н. Крамской

2) А. М. Опекушин

3) В. И. Баженов

4) К. П. Брюллов

Из приведённых персоналий двое вовсе не являются художниками, это скульптор А.М. Опекушин и архитектор В.И. Баженов. Творчество К.П. Брюллова относится к первой половине XIX века, а обхество художников-передвижников действовало в последней трети XIX века. И в этот период как раз творил И.Н. Крамской, который и явился одним из вдохновителей создания этого общества. Поэтому верный ответ – 1. 

 

7. Определение верного значения исторического термина.

Например [2]:

К какому течению общественной мысли XIX в. относятся «бунтарское», «пропагандистское» и «заговорщическое» направления?

1) славянофильство

2) западничество

3) народничество

4) социал-демократия

Правильным ответом является вариант 3. В остальных течениях в XIX веке не было такого ярко выраженного разделение на несколько направлений. И в данном случае, для правильного ответа, необходимо знать о народничестве, иначе могут возникнуть трудности при определении верного ответа.

 

Таким образом, задания 9 требуют знания фактической информации. Ею можно овладеть различными путями, как изучением учебной литературы, специальных пособий, так и целенаправленным запоминанием дат и персоналий. При регулярных занятиях и самоподготовке этот тип вопросов не будет представлять серьёзной трудности для выпускника, и всегда будет выполняться без ошибок.

 

Киященко А.А.

 Примечания:

  1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году единого государственного экзамена по истории, рук. О.А. Решетникова, председатель научно-методического совета по истории Е.И. Пивовар, «ФИПИ», 2014.
  2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ», — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://hist.reshuege.ru/test. (дата обращения 24.01.2014).